7 Ноября 2019
Опасность возбуждения религиозной вражды в Коми

Опасность возбуждения религиозной вражды в Коми

В связи с публикациями СМИ о религиозном споре ненцев-баптистов с кооперативами в воркутинском районе ЦЕРКОВЬКОМИ.РФ собрало материалы по вопросу с призывом обратить внимание СМИ на существо проблемы и привлечь внимание общественности к решению назревших вопросов.

Через публикации в ряде средств массовой информации усматривается, что на основании заявлений председателей ПСК "Оленевод" и ПСК "Красный октябрь" (г, Воркута) делаются публикации способные вызвать межконфессиональную вражду в регионе, при этом заявления указанных лиц вызывают обоснованные сомнения.

На основании писем данных лиц делаются в СМИ распространяется информация, что верующие христиане-баптисты из среды ненцев и хантов, якобы финансируемые по одним данным с Украины (как сообщало БНК, "Гумилев центр") или Канады (как сообщало "Красное знамя"), или США и Норвегии (согласно порталу Православие.ру) на религиозной почве "не признают российских законов" причиняя вред вышеуказанным хозяйствам. Повод публикаций связан с тем, что ненцы ведущие традиционный образ жизни в Воркутинском районе осуществляют выпас своих стад оленей (по мнению Георгия и Сергея Пасынковых -  без учета того, что все с/х земли в воркутинском районе до 2028 года сданы в аренду ПСК "Оленевод" и ПСК "Красный октябрь"). Георгий Пасынков отмечает: "количество земель, пригодных для пастбищ, сокращается". Это связано и с ведущимся освоением Арктики, проекты чего  далеко не всегда учитывают интересы местного населения, зачастую ограничивая пространство выпаса оленей.

В публичном пространстве спор разгорелся в 2012 году с организации в Сыктывкарском государственном университете круглого стола на тему: «Коренные народы как объект воздействия чужеродной культуры на Русском Севере». Модератор дискуссии, начальник управления по международной деятельности СГУ-  Ольга Алексеевич начала именно с "тезисов докладов Георгия Пасынкова", который обвинял религиозную принадлежность оленеводов к баптистам. Приглашенные эксперты в большинстве своем отметили, что модератор необоснованно ставила вопрос в межконфессиональной плоскости рассматривая как конфликт на религиозной почве.  Вера христиан-баптистов называлась ею «чужеродным культурным компонентом» насаждаемым успешно на стойбищах коренных народов Севера Республики Коми, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах.

Альманах Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока "Мир коренных народов - Живая Арктика" (№29, 2013 г. ) осуждал попытку придать вопросу конфессиональный или межэтнический (религиозно-политический) характер. Издание назвало это веяние новым явным трендом в обсуждении старой проблемы. Винить семейно-родовые оленеводческие хозяйства, статус которых законодательно не закреплен, и уводить назревшую проблему от экономико-правовых вопросов в религиозные и политические сферы недопустимо. О проблеме впервые писалось в 2000 году и причины тяжелого положения ненцев кроются не в межэтнической плоскости, а в административном равнодушии к оказавшимся в безвыходном положении около ненцам-кочевникам (более подробно о ситуации когда 90 семей оказались на грани выживания в связи с закрытием северных поселков, отсутствием гражданства, при отсутствии возможности обучения детей и медицинской помощи, разрушении системы закупок оленины, невозможности приобретения продуктов и получения государственных услуг в 90-е гг. читайте здесь на стр. 60 или "МКН Живая арктика" №3 за 2000 г. статью: "Драма Воркутинских ненцев"). Оказание первой помощи по получению кочевниками документов и попытки их адаптации привели уже тогда к претензиям к заместителю главы администрации Воркуты товарищу Замедянскому от оленеводческого хозяйства Пасынкова.  

В 2009 году МОГО "Воркута" был включен в "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ". Казалось бы проблема "воркутинских" ненцев должна бала решиться. Но произошло обратное. Чуть ранее организации в СГУ вышеуказанного круглого стола Ассоциация КМНС получила сообщение от  и.о. директора ГООУ "Санаторная школа-интернат №1" г. Воркуты о том, что ненцы общины "Тибертя" (христиан-баптистов - прим.) обратились в Министерство национальной политики Республики Коми с инициативой о создании территории традиционного природопользования (далее ТТП). В ответ на обращение Министерство в письме от 20.05.2012 сообщило, что ТТП в Коми не создавались из-за отсутствия обращений. Представитель Ассоциации оленеводов Республики Коми сообщил, что все земли с/х назначения (пастбища) МОГО "Воркута" предоставлены в аренду ПСК "Оленевод" и СПК "Красный октябрь" до 2028 года, часть оленеводческим хозяйствам ЯНАО и других земель нет. Такой же ответ дан в ответе Госсовета Коми (от 16.08.2012 года). Создалась ситуация, когда ненцы-кочевники с Воркутинской пропиской (п. Советский ул. Тундра) фактически существуют (по оценкам около 500 человек), но учет их прав на традиционный образ жизни, как коренного малочисленного народа проигнорирован. Если бы не предпринимались попытки изгнания кочующих в Воркутинском районе ненцев со стадами - проблемы бы не возникло. Ассоциация  КМНС сделала обоснованный вывод о том, что данная группа кочевников  веками проживающая в регионе и 80 лет проживающая в Воркутинском районе является жертвой промышленного освоения этой территории и затем административно-территориального переустройства региона, при котором интересы и права воркутинских ненцев-кочевников не учли. Живущих в районе ненцев-кочевников не спрашивали, передавая земли их традиционного хозяйствования в аренду ПСК Пасынковых, а впоследствии они лишь столкнулись с тем, что в силу законов они не могут пасти своих оленей в районе и размещать чумы, а значит не могут здесь жить.

В ответ на организованные усилия воркутинских ненцев-кочевников получить статус ТТП (территории традиционного природопользования) в СМИ стали публиковаться сообщения изображающие ненцев-оленеводов 80 лет кочующих на севере Коми как "захватчиков, уничтожающих своими оленями всю растительность до корней" ("Заполярье" 8 марта 2012 года).

Как сообщает Ассоцияция КМС - председатель ПСК "Красный октябрь" Пасынков Г.П. и председатель ПСК "Оленевод" С. Пасынков собирают комиссии, изгоняют стада с пастбищ и подают иски в Воркутинский суд.

Комиинформ публиковало сообщения об экспансии оленеводов-частников и девяти тысяч оленей-нелегалов. Была попытка представить данных оленеводов как нежданно пришедших с ЯНАО. После этого вышли статьи под названиями "Православные намерены отбить олненводов у баптистов" (БНК), "Оленеводы-баптисты не признают границ и законов?"(Красное знамя). 

Тогда же ПСК "Красный октябрь" обратилось с исками в Воркутинский суд к оленеводам-кочевникам  по фамилии Тайбарей, Лаптандер, Валей, Ледковы. Эти патрофамилии принадлежат к ненецкому роду "Тысыя", зафиксированные в российских "книгах ясашного сбора" на территориях Большеземельной тундры (Республика Коми и ЯНО) с XVII века и традиционно кочевали в этих местах, где исследователи их фиксировали в  XIX  веке. Однако в 2012 году данные семейства столкнулись с судебными спорами ставящими под сомнение право традиционного образа жизни коренного малочисленного народа крайнего севера.

Против религиозной окраски проблемы выступали эксперты. Так, депутат Архангельского областного собрания, в прошлом президент ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» Владислав Песков обращал тогда внимание на отсутствие религиозного характера спора хозяйствующих субъектов и отмечал положительную сторону баптизма: обратившиеся в него оленеводы завязывают с алкоголем и налаживают хозяйства. Его позицию поддерживала директор «Издательского дома Коми» Надежда Быковская. Владисав Песков возмущался также тем, как эта ситуация подается в СМИ Коми. «В прессе республики читаю материалы: ненцы захватывают земли… Но это нагнетание межнационального конфликта!» — предостерег лидер «Ясавэй». По его словам стада оленеводческих хозяйств в течение года кочуют с севера на юг и обратно по издавна определенным «коридорам» угодий, а олени частников перемещаются с востока на запад и обратно на восток. Он так же  сообщал, что – по претензиям к общине «Ямб-то», оказалось, что часть колхозов землю не используют, не ходят на зимние пастбища, например. Соответственно, можно эту землю изъять, перераспределить, выделить этой общине. 

Использование в хозяйственном споре, осложненным вопросом прав коренных малочисленных народов ведущих традиционный способ хозяйствования (выпас оленьих стад по мере их миграции) вероисповедания с целью разжечь межконфессиональный конфликт опасна. Для достижения своих хозяйственных целей противоположной стороной конфликта используются ложные утверждения о "западном финансировании". При этом следует отметить, что вопрос русской миссии в Воркутинском районе среди ненцев-оленеводов протестантскими конфессиями был предметом исследования ФГБУН "Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева" УНЦ РАН, результаты которого были опубликованы Кляшевым А.Н. (кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником отдела религиоведения в научном журнале "Проблемы современной науки и образования" (2016)), согласно которому финансирование миссии осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов местных общин, а миссия осуществляется в духе подвижничества (известны случаи гибели миссионеров на пути к кочевникам ввиду погодных условий в 2014 г). Также в исследовании отмечено преобладание баптистов среди оленеводов-христиан (также смотри отзывы путешественников).

Успех миссии среди малочисленных народов севера связан с трудом простых русских граждан христиан-баптистов из церквей Воркуты, Салехарда и др. подобных брату Николаю Гончарову, который в свое время откликнулся на Божий призыв нести Евангельскую весть ненецкому народу (прозябающему в пьянстве, так как оленину люди с "большой земли" за бесценок обменивали за "огненную воду", разрушая семьи и хозяйство ненцев в целом в 90-е оказавшиеся в крайне бедственном положении в районе Воркуты). Издание Знак сообщало ряд случаев, когда "представители церкви отказываются от крупных городов, становятся постоянными жителями глухих сел, женятся на местных девушках и ведут такой же образ жизни, как они, сохраняя при этом веру христиан-баптистов и миссию" (о подобном опыте есть материалы исследований Института истории и археологии УроРАН). Весть спасения достигла этот народ. Евангельское библейское учение и возрождение привело к осознанию ответственности перед Богом за свою жизнь, свою семью, свой народ. Внешним проявлением стал отказ от курения, алкоголя, ответственный труд, супружеская верность, крепкие большие семьи и как следствие и экономический успех - стада христиан достигают 2000 оленей. Трезвый ум привел и к тому, что цена оленины стала отвечать рыночным условиям, а быт семей-христиан наполнился вездеходами, радиолами, генераторами и даже телефонами, навигаторами и спутниками. Это также повлияло на отказ от употребления крови в пищу. Вот такое простое экономическое чудо через Евангельскую искреннюю веру. Возможно, меркантильному обывателю с материалистическим мышлением сложно принять такое простое объяснение их успеха. Этот успех в лекции в Российском географическом обществе был обозначен как "феномен популярности баптистской церкви серди оленеводов".

Как сообщал впечатления от посещения ненцев-баптистов журнал NATIONAL GEOGRPHIC: "Каждый хозяин чума давно обзавёлся дизель-генератором, у некоторых есть снегоходы и квадроциклы, и почти у всех – смартфоны. Конечно, сеть и телесигнал ловятся только вблизи населённых пунктов, которых в тундре почти нет.  При этом это чуть ли не единственная община, где до сих пор ставят чумы, а не палатки, носят традиционные одежды, поддерживают национальную культуру. И совсем не пьют – баптисты!" Оценка деятельности миссии баптистов как приводящей к сохранению здоровья и укреплению хозяйств является общей и для описания работы с коренными народами крайнего севера по всей стране (см. например или здесь).

На конференции «Освоение Арктики - новый виток в развитии отечественной науки и инноваций» в 2014 году был проведен специальный семинар центра изучения Арктики ЯНАО Андрея Плеханова, в котором он сообщил, что столкнулся с последствиями перехода ненцев в христианство (ставшие баптистами ненцы сжигали своих идолов).  Факт отказа ненцев от шаманизма и идолопоклонства и переход в христианство по баптистскому учению беспокоил Директора департамента по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНО на одном из совещаний по этно-конфессиональной тематике Инну Сотруеву.   Правда, тогда участники совещания благоразумно напомнили о свободе совести и вероисповедания в России и обратили внимание что в действительности ненцев беспокоят вопросы соблюдения строителями линейных промышленных объектов прав ненцев и неприкосновенности их жилищ (о чем сказали представители организации "Ямал - потомкам!"). Тогда же, крупнейшая баптистская церковь на Ямале подчеркнула что вопрос уничтожения "святилищ" не связан с вероучением и является частным делом семейств (подробнее см. Знак).

Попытка воздействия на крепкие хозяйства и семейства (подобные общинам христиан-баптистов «Тыбертя» и «Ямб-то» (объединяющей 15 семейств) в Воркутинском районе на религиозной почве продолжает иметь место.  

Ненцы-кочевники в споре с кооперативами ссылающиеся на Федеральный закон о коренных малочисленных народов севера вызывают явное недовольство последних. Кооперативы считают что подобное ведение дискуссии связано исключительно с новой верой оленеводов, в связи с чем корень проблемы и основные упреки к оленеводам в их приверженности христианам-баптистам. В связи с этим оленеводы воспринимают конфликт как гонение на религиозной почве.

В 2014 году Международный христианский портал Baznica.Info публиковал открытое обращение к христианскому сообществу семьи оленеводов следующего содержания: "Просим молиться о нас, братьях-оленеводах. В настоящее время мы подвергаемся судебному преследованию за то, что будучи ненцами, проживаем на территории Воркутинского района (прописка в паспорте: г. Воркута, пос. Советский, ул. Тундра.) со своими чумами и немногочисленными стадами. За период с 2011-2014 г.г. прошли два суда, решением которых нам, оленеводам, предписано покинуть территорию Воркутинского района. Мы здесь родились и выросли и идти никуда не хотим, да суд и не определил куда нам идти, потому что некуда: все земли без нашего согласия сданы в аренду на 20 лет двум сельскохозяйственным кооперативам (это ПСК "Красный октябрь" и ПСК "Оленевод" - прим. редакции). На 08.04.2014 назначен третий суд! Четырём нашим семьям предъявлен иск со стороны кооператива на сумму 3,5 млн. рублей за якобы совершенную порчу пастбищ. В прессе, по радио и через Интернет подаётся намеренно искажённая информация о том, что мы не умеем вести хозяйство и все наши олени больные, что мы губим пастбища неумелым землепользованием, что мы представляем угрозу будущему, потому что мы – баптисты и не подчиняемся законам страны... Мы верим в силу молитвы и просим воззвать вместе с нами к Отцу Небесному, прося у Него помощи и защиты. Ваши во Христе — братья-ненцы Воркутинской тундры" (данное сообщение так же опубликовано на христианском портале заступничества "Голос страждущего").

Воркутинский суд усмотрел что коренные малочисленные народы в силу российского законодательства должны получить права выпаса оленей в установленном законом порядке. В связи с тем, что ранее земля передана СПК "Красный октябрь" суд постановил обязать убрать с земель чумы и стада, запретил производить выпас оленей и установку чумов на этих землях, взыскал убытки и упущенную выгоду свыше 2 млн рублей. Ознакомиться с решениями возможно здесь и здесь. Следует представлять что для оленевода-кочевника выпас стадов в первую очередь способ существования (выживания) и в последнюю очередь бизнес. Пересматривая решение Верховный суд Республики Коми уменьшил размер убытков с учетом тяжелого материального положения ответчиков, наличием на иждивении несовершеннолетних детей, признание семей малоимущими, осуществление ответчиками частным оленеводством и не имеющим иных источников дохода (см.), но так же указал, что получить землю для размещения чумов и выпаса оленей коренные малочисленные народы могут на общих основаниях в соответствии с п.п. 2, 4 и 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ (подать  в письменной или электронной форме заявления;обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ; обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка). При этом суды не учли, что согласно ответам Госсовета РК свободных земель в Воркутинском районе видимо просто  нет. 

Представитель общины «Тыбертя» Дмитрий Бундин так комментирует ситуацию: все земли до подножья Уральских гор уже арендованы, и юридически оленеводы-кочевники прописанные в Воркуте не имеют права пасти на этих территориях свои стада, но и уходить им некуда. Стоять у подножья гор – значит обречь себя, свою семью и стадо на неминуемую гибель. В 2004 году произошел несчастный случай: семья, которую заставили покинуть арендованные территории, ушла к подножью Уральских гор и попала под лавину – пятеро детей погибли.  Приехавшие на место трагедии правоохранительные органы посоветовали не стоять у подножья гор, и оленеводы вернулись в тундру, но их снова начали прогонять. В декабре 2011 еще одна семья была вынуждена уйти к Уральским горам и лишилась своего стада – его также завалило лавиной. В ходе судебных разбирательств мы уже поняли, что юридически не имеем никаких прав. Сейчас перед нами стоит задача найти способы решения этой проблемы. Мы даже хотели взять у ПСК «Красный Октябрь» земли в субаренду, но Георгий Пасынков категорически отказался их сдавать. И поставил жесткие условия: либо ненцы-кочевники покидают земли, принадлежащие его хозяйствам, либо вступают в его кооператив. Ни то, ни другое для членов «Тыбертя» не приемлемо. Покидать землю, где жили и пасли свои стада их деды и прадеды, они не хотят, да и идти им некуда (жизнь вдали от цивилизации невозможна и подходящие пастбища крайне ограничены), а вступать в кооператив –лишиться прав на стадо - оно становится собственностью кооператива - это как отдать все свое имущество. А оленевод, прежде чем вступить в кооператив, должен отработать в хозяйстве около трех лет. Конечно, люди боятся этого, боятся остаться без оленей – остаться без средств к существованию. 

Как рассказывает председатель общины «Тыбертя» Степан Валей, по законам тундры если олень прибивался к чужому стаду, а такое бывает часто, то владелец стада должен отдать этого оленя хозяину. Сейчас же оленеводы, состоящие в хозяйствах Георгия Пасынкова, не возвращают оленей, – говорит Степан Валей, – ссылаясь на то, что руководство запрещает это делать. Таким образом, мы лишаемся своих оленей. 

С целью обратить внимание на бедственное положение воркутинских ненцев-кочевников даже создавалась петиция на сайте CHANGE.ORG Однако в связи с малой информационной поддержкой и неглубоким пониманием проблемы собрала не более 300 подписей.

Ольга Мурашко (этнолог НИИ и Музея антропологии МГУ) в своей статье (Ассоциации КМНС - Живая Арктика) справедливо указывает, что разыгрываемый при подаче Пасынковых конфликт не о "чуждом иностранном влиянии" ,"оленях нелегалах" или "баптистах не признающих российские законы", а о рациональном использовании пастбищ и игнорировани самого существования "воркутинских" ненцев-кочевников и их права на традиционную жизнь, о  правах коренных малочисленных народов веками занимающихся оленеводством в этих местах. Они пасли свои стада до царей, при царях, при советской власти, пасут и сейчас. Именно кочевое оленеводство поддерживает все остальные исконные занятия и определяет сохранение традиционных черт быта и культуры. Традиционный образ кочевой жизни коренных народов обеспечивает суверенитет России в Арктической зоне, так как жить на таких площадях не кочевник не станет. 

К сожалению, распространяемая с подачи Пасынковых ложная диффамация приводит к тому, что в том числе у государственных деятелей высокого уровня формируются неверные представления о ситуации. Так, И.Л. Шпектор, председатель Союза городов Заполярья и Крайнего севера, выступая на парламентских слушаниях на тему «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в части обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» заявил следующее (дословно): "Теперь об оленеводах и о домашнем оленеводстве. Вы знаете, все наши оленеводы были православными. Откуда-то появились баптисты, которые вовлекли оленеводов, и они стали уходить. Командует всем… Руководитель сидит в Санкт-Петербурге. Руководит всем Америка. Они пошли, приняли новую веру и сегодня вообще оленей не пасут. Олени у этих ребят стали по размеру как кролики. Они вытаптывают пастбища (они сами вытаптывают пастбища), они перестали идти на убойные пункты".

Представляется что И.Л. Шпектору безусловно известно, что оленеводы Республики Коми преимущественно являлись язычниками. Кроме того, в словах противоречие: как утверждают СМИ оленеводы напротив имеют большие хозяйства и не идут разве что на убойные пункты граждан Пасынковых.

Продолжающееся игнорирование кочевников опасно. Войсковая часть проводящая учения на полигоне возле Хальмер-Ю наладила связь об оповещении только с ПСК "Оленевод" (о чем сообщалось Комиинформу). Отсутствие налаженной связи администрации Воркуты и Минсельхоза  с данными кочевниками подвергает их жизни опасности. Так в октябре 2019 года они не получили предупреждения об учениях, и вблизи их стад разорвались несколько снарядов.

01 ноября 2019 года ИА БНК снова опубликовало  цитируя Сергея Пасынкова материал "Оленеводы ведут хозяйственно-религиозный спор за пастбища под Воркутой", упомянув влияние пропаганды христиан-баптистов как "чужеродных культурных элементов".

Считаем, что соответствующее представление существующей проблемы воркутинских ненцев-кочевников во первых ложно, служит разжиганию межконфессиональной розни, а во вторых, отводит от глубины нерешенной проблемы прав коренного малочисленного населения Большеземельной тундры в Республики Коми. В ЯНАО на законодательном уровне как сообщает Российская газета кочевники-частники приравнены к юридическим лицам получив такимобразом минимальную правовую защиту традиционного образа жизни. В Республике Коми этот вопрос остается нерешенным. Административные органы не видят решения вопроса кроме как коллективизацию в форме вступления в кооперативы Пасынковых.

Обоснованным является вопрос почему все земли в районе были переданы двум кооперативам исключив воркутинских ненцев-кочевников? Не является ли подобное отношение к коренным народам в определенной степени недопустимым? Куда предлагается уходить кочевникам, прописанным в воркутинском районе и не готовым отказаться от традиционного образа жизни и отдать все свое состояние  в ПСК "Оленевод" и ПСК "Красный октябрь"? 

Хочется призывать христиан молиться о разрешении существующей проблемы братьев и сестер из числа ненцев-кочевников.  Призываем средства массовой информации внимательнее отнестись к существующей проблеме ненцев-кочевников в г. Воркута.

Собранные материалы переданы юристам церквей христиан-баптистов Республики Коми  для представления заключения по вопросу обращения Объединения церквей в административные органы относительно проверки деятельности по разжиганию межрелигиозной вражды, а так же обращения к уполномоченному по защите прав человека в Российской Федерации, а так же иные административные органы для принятия мер по защите прав коренного малочисленного народа севера ведущего многовековой традиционный промысел - ненцев-кочевников проживающих в МОГО "Воркута" (в части деятельности по подрыву межконфессионального согласия). 

ИСТОЧНИК: ЦЕРКОВЬКОМИ.РФ






Возврат к списку